КОЛЛ-ЦЕНТР
(4712) 39-55-55
call-center@kursk.quadra.ru
  • Центры обслуживания клиентов
  • Эксплуатация теплосетей 925х279
  • Обеспечение теплом жителей Курска
 
26 Февраля 2016

Растопили недоверие за общим столом

Автор: Борис Киряев
Областная общественно-политическая газета «Курская правда»
За круглым столом
Можно ли, выявив проблему и строго наказав виновных в ней, считать, что все точки над «i» расставлены? В жилищно-коммунальной сфере этот известный знак препинания чаще всего будет выглядеть многоточием. Жизнь-то продолжается. Температура в квартирах зимой, четкое обеспечение горячей и холодной водой, электроэнергией, неубранные с улиц снег и лед будут всегда волновать курян. Особенно в момент оплаты счетов за услуги. Суммы впечатляют, а работа, по мнению многих потребителей, им не соответствует. Хотелось бы пусть не большего, а всего лишь соблюдения стандартов качества. В чем они в целом правы. У поставщиков и управляющих компаний, разумеется, другая точка зрения. С работой они справляются и делают все, чтобы удовлетворить растущие запросы населения.

Отсутствие нормального диалога не способствует решению острых вопросов, волнующих обе стороны. За налаживание диалога, похоже, взялся «Народный контроль». Помимо самих народных контролеров в круглом столе участвовали сотрудники комитетов ЖКХ области и Курска, государственной жилищной инспекции, управления Роспотребнадзора, представители теплоснабжающей организации. Разговор получился спокойный, открытый, откровенный и, главное, продуктивный.

Например, поставщиков тепла спросили, почему они повышают тарифы за свои услуги вопреки действующим правилам? Основанием для таких заявлений послужила, по мнению некоторых курян, разница в оплате за тепло прошлой зимой и нынешней. Разница эта, на их взгляд, доходила до двадцати процентов и никак не укладывалась в отведенные четыре. Самовольничают поставщики?
– Это неверно. Тарифы устанавливает государство, оно же контролирует их соблюдение строжайшим образом. Наша компания не возьмет на себя ответственность за самовольное повышение, – пояснил главный инженер Курского филиала компании «Квадра» Андрей Кулешов. – Для тех, кто платит по нормативу, за год ничего не менялось. Там, где установлены ОПУ, могу сказать одно: выросли не тарифы, а потребление тепла. Это легко проверить, сравнив цифры потребления.

Руководитель государственной жилищной инспекции Курской области Игорь Афонькин подтвердил, что тарифы меняются только раз в год, летом, и никаких нарушений не обнаружено.
– Тепла по счетчику многоквартирные дома действительно получали больше, чем прошлой зимой.

А как же первая декада января, когда в некоторых курских квартирах заметно похолодало? По озвученной на круглом столе информации, похолодание отметили жители почти тысячи многоквартирных домов. Но у Игоря Афонькина значатся совсем другие цифры. В инспекцию поступили 272 жалобы на недостаток тепла, 193 проверены. И только в 13-ти подтвердилась недопоставка. Большинству, выходит, померещилось? Недогрев, между прочим, установлен. Да и поставщики его не отрицают, дескать, беспокоились за надежность изношенных тепловых сетей. Впрочем, обоснованно. Повышение давления в сетях в скором времени аукнулось аварией на отдельном участке, которую пришлось ликвидировать в экстренном порядке.

Но поставщики полагают, что недогрев не мог сильно повлиять на общий температурный режим в квартирах. Во всяком случае, в большинстве домов он удержался в допустимых санитарных пределах.

Руководитель проекта «Народный контроль» Анатолий Григоров привел любопытный пример.
– Проверяли мы жалобу молодой семьи, проживающей на улице Веспремской, которая обратилась сразу в администрацию президента. Сделали замеры по всем правилам соответствующими приборами. Выяснилось: температура в их квартире 19,5 градуса. Норма для их квартиры – 20. Кстати, допустимая неточность измерительного прибора как раз и составляла 0,5, – рассказал Анатолий Григоров.
Возможно, молодым людям, имеющим ребенка, температура показалась все же низковатой. А официальные замеры сделали, когда батареи начали заметно теплеть. Пойди теперь установи постфактум, если время упущено. Интересно другое.
– Спрашиваю их: почему не обратились в местную администрацию? – продолжил Анатолий Григоров. – Кто у вас глава округа, как его зовут, знаете? Кто глава городской администрации? Не имеют ни малейшего представления. Вот и потеряли время на звонки в столицу, хотя местная власть здесь, рядом, и в те дни прилагала усилия, чтобы исправить ситуацию.

Не секрет, что к работе муниципальных структур некоторые куряне относятся с определенной долей скепсиса. Вполне возможно, что муниципальная власть дает основания для критики. Но со своими прямыми обязанностями худо-бедно справляется. Между тем обеспечение комфорта в многоквартирном доме зависит во многом и от самих собственников. Как считает Андрей Кулешов, им, живущим в проблемных домах, следует заняться состоянием внутренних сетей, озадачив свои управляющие компании. И установкой регулирующих теплоузлов в том числе.

– Тепло в дом подается, а дом его не принимает. Почему? Начинаем разбираться. Причины бывают разные. Вот одна из них. Во многих домах горячая вода подается с температурой 80 градусов, что в повседневном быту не требуется, для мытья посуды достаточно и 60. Было бы рациональней использовать лишние градусы на обогрев, которого не хватает, – сказал Андрей Кулешов. – Современные теплоузлы позволяют регулировать температуру, если надо снизить подачу тепла, и тем самым заметно сэкономить. Пытался объяснить это собственникам, причем наши специалисты готовы были помочь, если будут закуплены материалы. Собственники отказались, заявив, что они «лучше напишут жалобу сами знаете куда», после чего им все быстро сделают. А наших специалистов для осмотра действующих узлов и домового оборудования не допускают.

Перегрев, конечно, есть, но он редкость, не согласился Игорь Афонькин. Недогрев же, по сведениям Андрея Кулешова, устранялся курянами уже проверенным ими способом – расширяли без согласования сопло, что запрещено. «Умельцам», следует признать, становилось тепло, даже жарко, настолько, что форточки в квартирах приходилось открывать на всю катушку. Похолодание в других домах их не волновало, своя рубашка была, как говорится, ближе к телу. Да и серьезного административного наказания за такое самовольство, по сути, нет.

И все же наказание приходит с нежданной стороны. О том, что излишки, которые накручивал счетчик, придется оплатить, самовольщики не догадывались до момента получения квитанций. Ну и крутануло… С приборами учета шутить рискованно. Помнится, Курский филиал «Квадры» в рамках пилотного проекта оснастил, кстати, бесплатно для жильцов, два дома в Курске современными приборами, которые контролировали потребление ресурсов в режиме реального времени. Кажется, две квартиры наотрез отказались от участия в программе даже на бесплатной основе. Можно догадаться, почему. К таким приборам магнит не приладишь, вмиг «наябедничает» поставщику. Больно оно надо.

Участники круглого стола признали, что нужно точнее определиться с понятием «зона ответственности» между домом и поставщиком и установить стандарт подачи тепла на входе. Существующие ныне правила позволяют каждой стороне толковать и ответственность, и стандарты все больше в свою пользу. Разбирательства переносятся в суды, что, собственно, затягивает решение вопросов, которые требуют оперативных мер. Необходим эффективный механизм, который бы позволял решать насущные проблемы ЖКХ в досудебном порядке. Создание его – задача местной власти в тесной связке с гражданским обществом, – такой вывод сделали участники круглого стола. Они в своей резолюции отметили, что в регионе ведется скоординированная работа по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, осуществляется системный мониторинг ЖКХ, получили развитие совместные контрольные мероприятия ФАС, Роспотребнадзора, правоохранительных органов, депутатов, общественных организаций. В наиболее сложные периоды проводятся совместные проверки обеспечения населения нормативными услугами ЖКХ. Для адекватного реагирования на обращения граждан объявляются телефоны горячей линии, проводятся целевые рейды и другие акции по устранению выявленных недостатков. Все это способствует формированию экономически обоснованных цен на услуги ЖКХ, теплоснабжения и в целом коммунальной сферы.